Недавно в MStudio прошла творческая встреча с талантливым фотографом-портретистом Алексеем Эвен. Начав как фотолюбитель, он сумел превратить свое хобби в настоящее мастерство. Его работы оставляют незабываемое впечатление и овладевают вниманием зрителей благодаря необычному взгляду и подходу к созданию портретов.
Сегодня мы снова с большой радостью приветствуем Алексея в нашей студии!

— Алексей, еще раз спасибо тебе за интересную творческую встречу и за возможность взять у тебя это интервью. Расскажи пожалуйста о себе, когда начал заниматься фотографией и почему?
— Начал я этим заниматься очень давно. Мой дед использовал фотографию в своей работе, от него мне и достался мой первый фотоаппарат. Затем были семейные поездки, печать и проявка в ванной комнате. Самые ранние работы, которые я могу на сегодняшний день найти — с того времени, когда я фотографировал свою молодую жену, а затем и дочку, которая всегда была моей главной и любимой моделью.
aven-mstudio

Первые серьезные портреты я начал пытаться создавать, тренируясь на своих друзьях и соседях. Собственно, с этого все и началось.
На тот момент я учился в Москве на инженера-механика и в фотографии меня в большей степени интересовала техническая часть. Я даже сконструировал переходник для объективов с резьбы на никоновский байонет и металлическую резьбовую бленду. Т.е я “инженерил” в этой сфере, но пока не понимал зачем мне это все нужно было. Но стоит отметить, что моя семья, конечно же, была довольна. У меня дома на стене до сих пор висит портрет трехлетней дочери, сделанный мной в то время.
Кстати, в 86-м году я начал обучение на курсе “Фоторепортер” в Центре фотожурналистики на Гоголевском Бульваре. Это была учебная программа для фотографов малотиражек. Я оказался единственным фотолюбителем на курсе. Считаю, что мне очень повезло, т.к. я слушал лекции Лидии Павловны Дыко, которая в свое время преподавала во ВГИКе на операторском факультете. По ее книге «Основы композиции в фотографии» учились фотографы и операторы.
Был еще период в 88-89 г, когда я немного зарабатывал на фотографии. Всю неделю я работал “молодым инженером” (после института по распределению), а в выходные шел на Арбат или в Парк Горького на заработки фото-почтой. Затем, в 91-м году с семьей сделал алию в Израиль. После переезда долгое время не занимался фотографией. Потом родственники привезли мне из Америки пленочный зеркальный Canon. Я начал потихоньку фотографировать улицу, снимать жанровый портрет. Через Михаила Левита познакомился с Владимиром Гитиным. Ну а дальше появилась “цифра”.

— Как думаешь, с какого момента начались твои творческие поиски?
— Какие-то попытки поиска были еще в Москве. Переехав в Израиль я пытался чему-то научиться у Михаила Левита. Затем, от Владимира Гитина заразился натуральным светом в закрытом помещении. Т.е. поиски начались где-то в середине — конце 2000-х. Я даже не вспомню что именно снимал в Израиле до этого времени кроме как картинки для семейного альбома.

— А что сподвигло на то, чтобы серьезно заняться фотографией?
— Видимо, интернет и фотосайты повлияли, Фэйсбук. Стал более открыт к обществу, видел что другие люди создают и начал понимать, что тоже могу что-то интересное сотворить. В основном смотрел на работы мастеров. Начали рождаться идеи. Появились новые знакомства.

— В каких жанрах ты раньше фотографировал и в каких жанрах снимаешь сейчас?
— На протяжении определенного времени довольно активно снимал “ню”. Жанровый портрет мне быстро наскучил, намного интересней был прямой контакт, ведение диалога с теми людьми, которых я фотографирую.. Сейчас я в основном я продолжаю вращаться вокруг темы портрета, человека и его внутренних процессов.

— На прошедшей встрече в Mstudio ты рассказал и показал интересные переходы от фотографии, где личность человека не играет роли, к работам, где личность или внешность влияют на идею, результат и закончил фотографиями, в которых человек показан как он есть, с его персональным настроением. Раскрой эту тему подробней пожалуйста.
— Это не хронологический переход, это просто разные подходы.
То что ты обозначила как “где личность не играет роли ” — это в результате картинка, где сам человек занимает второстепенное значение. Как пример, мои работы с зеркалами Изначально рождался общий образ. Далее, шел поиск подходящей модели, картинка конструировалась из составных элементов.
aven-mstudio

Фотография с веревкой. В эту работу я вложил свою идею. У каждого из нас “под одеждой” есть “веревки” — ограничения, комплексы, обусловленные разными внутренними и внешними причинами и влияниями, которые нас стягивают и иногда не дают дышать, но которые мы пытаемся спрятать или с ними смириться.
aven-mstudio

Следующий пример на тему “где личность или внешность играет какую то роль, стимулирует собой какую то идею”. Модель Соня. Идея напрямую к ее личности не привязана, но отталкивается от ее внешности, ее состояния, от того настроения, которое она излучала на тот момент. Т.е. такой вид работ основан на том, что транслирует сама модель.
aven-mstudio

А вот картинка, где девушка сидит с тазиком и к ее косе привязан кирпич. Здесь личность модели совершенно ни при чем и ни на что не влияет.
aven-mstudio

Фотография, где девушка сидит за столом с книгой и воротником из веревки. Это Юля Голанд принесла с собой свое отношение к определенному вопросу. Она мне его “озвучила” и предложила сделать эту работу. В процессе я идею интерпретировал по-своему и получилась такая картинка. Но я полагаю, что сама Юля представляла себе итоговый результат немного иначе.
aven-mstudio

Была еще стихийная съемка с Володей Дорофеевым, где он по моей просьбе обмотался веревкой и театрально пытаться высвободиться из ее обхвата. На самом деле, во время этой съемки я всего лишь нажимал на кнопку фотоаппарата. Не каждая моя съемка заранее хорошо продумана, зачастую фотосессией движет одна импровизация.
aven-mstudio

Ну а что касается фотографий с “персональным настроением” фотографируемого, то вспоминается мой семинар “в поисках ускользающей сущности”. Я провел его в рамках двухдневной групповой выставки, которую мы организовали вместе с Юлей Голанд, Витей Заманским, Мариной Сабуровой и Леной Левин. В первый день прошла выставка с вечеринкой, а на второй день каждый из нас провел лекцию по теме своих работ. Я постарался ответить на вопрос: “что такое портрет и как разные фотографы пытались передать личность человека через портретную фотографию”. Например, Арнольд Ньюман говорил, что передать суть личности через фотографию — это вообще нереальная задача. Я считаю, что человек многогранен. В зависимости от определенной ситуации он показывает ту или иную свою грань и в какой-то определенный момент можно уловить его моментальное состояние.
aven-mstudio

— Расскажи пожалуйста, как ты проводишь фотосессии?
— Сначала, обычно, я встречаюсь со своей будущей моделью на “нейтральной” территории. Я пытаюсь понять что за человек передо мной и есть ли вообще между нами какой-то контакт.  Затем, следует сама съемка, а во время нее: общение, чаепитие, кофепитие, совместные творческие поиски. Человек должен почувствовать себя свободно и легко, позволить себе расслабиться. Это процесс проб и ошибок даже с заранее заготовленными идеями. Иногда выстраиваю композицию, которая пришла мне в голову, но чувствую, что поза, в которой находится модель, ей неудобна. Тогда мне приходится перестраивать картинку. Приведу в пример фотосессию с Ольгой. Сидели мы на балконе, пили кофе. Ольга свободно расположилась на садовом кресле с подлокотниками, появилась пластика, линии. Мы сразу же переместились вместе с креслом в пространство, где я провожу съемку и сделали серию хороших кадров.
aven-mstudio

Но эта история больше про пластику. С настроением, эмоциями, ощущениями работать гораздо сложнее. В общем, творческий процесс состоит из постоянного наблюдения не только во время первой встречи, но и в период проведения самой съемки.

— Расскажи про самую необычную и интересную съемку из твоей практики.
— Один раз я с командой талантливых людей снимал на подземной стоянке в Ашдоде. Окрашена она была в невероятные фиолетово-розовые краски. Сумасшедший стиль одежды и буйный образ модели. С помощью фар джипа мы создавали контровой свет, прятали вспышки за столбами. Постановка была просто wow! Но в результате фотографии не получились, с моей точки зрения, зато сам процесс съемки проходил очень весело и креативно.
Самая интересная съемка, пожалуй, была с Саней и Юлей. Многие сцены рождались по ходу дела. Но основная идея была передать контакт двух людей. Причем, близкий контакт, тактильно-визуальный. Головы моделей были побриты почти наголо, таким образом, мы пытались отстраниться от вопроса половой принадлежности, абстрагироваться от этой темы, чтобы поговорить именно о контакте двух личностей.
aven-mstudio

Кстати, на прошедшей творческой встрече Анатолий Крас правильно отметил, что зритель тоже играет свою роль в создании итогового результата фотографии. Надеюсь, что каждый человек может что-то свое увидеть в моих работах. Я, как зритель, разглядывающий впоследствии свои работы, тоже по-своему интерпретирую их.

— Во время нашей беседы ты уже обозначил несколько имен, которые повлияли на твое творчество. Не мог бы ты пожалуйста перечислить еще немного имен, достойных особого внимания?
— Я очень люблю работы Ирвина Пенна и Ричарда Аведон. Аведон показывает человека таким, каким он есть, раздевая его психологически, но не оголяя физически. Особенно впечатляет серия его работ под названием American West. Немецкий Фотограф Джо Шваб. Большая часть его работ — это обнаженные портреты. Т.е. он снимает “ню”, но без каких-либо украшательств, без помещения в какую-то среду, без гламурности. Он также проводит очень серьезный отбор моделей, выискивает внешности с характером. И, конечно, Хельмут Ньютон. Провокация, свобода, использование всего: человека в кадре, перспективы, контраста, ракурсов, предметов, сумасшедшего света. Просто потрясающе! Eще мне очень нравятся работы француза Pascal Renoux — портреты, “ню” и соединение этих жанров, что я тоже пытался делать. У него это сочетается со специфическим рассеянным светом, исходящим из окон в специально для этого эффекта построенной студии.
Из российских — мой хороший питерский знакомый Анатолий Гладков. Он создает глубокие, «говорящие» портреты, при уникальном естественном питерском свете и даже при вечернем уличном освещении.

— В каждой профессии есть свои олимпийские игры, свой Эверест. К чему ты сейчас стремишься?
— Хотелось бы, желалось бы нового творческого всплеска, новых идей. Обычно, на подобный лад настраивает посещение интересных курсов и лекций. Например, курс Ильи Лиса перевернул и взбудоражил мой внутренний мир, после чего я еще долгое время находился в этом состоянии. Потом курс “Фотографический язык” в “Цилум Баам” зажег во мне интерес к современному искусству не только в фотографии. Короче, жду к чему это все приведет, но пока на моем горизонте не наблюдается эверест.

— Любимая музыка, музыкальный альбом?
— Любимая группа — Queen, а любимый альбом — “Ночь в опере”. Но сейчас я слушаю в основном нашего Асафа Авидана и английскую команду “Porcupine Tree”, “винтажную” группу 10сс

— Расскажи пожалуйста анекдот на тему фотографии.
— Фотограф проявил выдержку…
Было время, когда я коллекционировал короткие анекдоты.

— Посоветуй что-нибудь начинающим фотолюбителям, которые хотели бы найти свое “Я” в фотографии.
— Вопрос: “для чего они занялись этим делом?”. Процесс освоения техники, как правило, довольно быстрый. Но что дальше? Зачем нужна вам эта техника? Попытайтесь что-то сказать от себя и из себя, выразить нечто свое посредствам фотографии.

— Давай раскроем секрет нашим читателям о том, что мы с тобой планируем в нашей студии провести мастер-класс. Расскажи пожалуйста об этом подробней.
— Я думаю, что мастер-класс будет про постановочную фотографию, несущую в себе какую-то идею. Я заранее подготовлю концепцию и план съемки, а во время мастер-класса совместно с группой участников мы их доработаем и реализуем. Идеей съемки может стать осмысление какого-то фрагмента из фильма. К примеру, таких режиссеров как Дэвид Линч, Вим Вендерс, Тарковский, Форман итд. В общем, создадим простор для творчества. У меня как раз сейчас в процессе реализации короткая серия фотографий по мотивам фильма “Сталкер” Тарковского, но с применением текста и музыки, где фотография является лишь одним из компонентов этого проекта.

— Алексей, спасибо тебе за то, что от души поделился с нами своими размышлениями. Думаю, что не только наша студия, но и наши читатели — все мы уже с большим нетерпением ждем предстоящей встречи с тобой!
— Спасибо MStudio за приятное общение. До скорой встречи!


Ознакомиться с работами Алексея Эвен можно перейдя на Сайт или заглянув на его страницу в Facebook.

Автор заглавной фотографии интервью: Александр Пилко